Советским воинам и памяти погибших в ДРА ч. 19

Николай Мринский
1984 г. стал наиболее трагическим по числу погибших, унеся жизни 2343 солдат и офицеров. Основные потери несли воины 40-й Армии. Среди погибших были и советские военные советники, сотрудники представительства КГБ СССР в ДРА, военнослужащие пограничных подразделений, сотрудники МВД СССР. Тысячи советских военнослужащих показали в боях образцы мужества, отваги и храбрости. О воинской доблести и подвигах советских воинов обществу очень мало известно, так как советская пресса недостаточно освещала эту тему, а после окончания войны её постаралась быстро забыть. За период кровопролитной и упорной войны в ДРА, Указом ПВС СССР всего было награждено орденами и медалями 202356 военнослужащих, из них посмертно – 11704 чел. 109 чел. награждены орденом Ленина. 1972 чел. орденом Красного Знамени. За героизм, проявленный при исполнении воинского долга, звания Героя Советского Союза удостоено 86 военнослужащих СА, КГБ и МВД СССР. Советские войска решали две основные задачи: разгром крупных вооружённых отрядов повстанцев в базовых районах; оказание содействия правительству ДРА в расширении и укреплении органов гос. власти на местах. К середине 1985 г. численность афганской армии составляла 140 тыс. чел. и она уже стала самостоятельно вести боевые действия против вооруженных отрядов оппозиции. Моджахедов продолжали поддерживать Иран, Пакистан, США, Англия, ФРГ, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ. Около 20 тыс. афганских разведчиков и контрразведчиков противостояло Западу. Войска МВД ДРА насчитывало 80 тыс. чел.

В 1985 и 1986 гг. на территории Афганистана размещалась 179 советских частей, из них 39 боевых, 41 авиационная, 35 тыловых, 64 части обеспечения, обслуживания и другие. Части и соединения 40-й армии дислоцировались в 33-х гарнизонах. Наиболее крупными из них были Кабул, Баграм, Газни, Кундуз, Асадабат, Джелалабад, Кандагар, Ложкаргах, Шинданд. Личный состав 40-й Армии на 1 января 1986 г. насчитывал 108 786 чел., в том числе 105 977 военнослужащих. В этот период в ДРА не снижали своей активности советская разведка и контрразведка. По-прежнему действовали представительства КГБ СССР, Особые отделы КГБ, Разведотдел 40-й армии, а также Разведцентр ГРУ ГШ ВС. Повышением боеготовности и боеспособности афганской армии, контрразведки и разведки, правоохранительных органов занимались советские советники: 824 от Минобороны, 502 КГБ и 395 МВД. Всего в афганских коллективах работало более 6 тыс. советских советников, специалистов и переводчиков. В 1985 и 1986 гг. боевые действия в Афганистане велись практически на территории всей страны. Совместно с афганской армией, войска 40-й армии продолжали проводить множество операций различного уровня, от крупномасштабных войсковых, до уровня диверсионно-разведывательных. Впрочем, и сам ввод войск в ДРА в декабре 1979 г., как и вывод в феврале 1989 г., являлись уникальными операциями, достойными описания в учебниках военного искусства. Особое внимание можно уделить и «Кунарской операции», которых за время боевых действий было четыре – в 1980-м, 81-м, 83-м и 85-м гг.

Этот район на границе с Пакистаном считался перевалочной базой и местом подготовки моджахедов, которые, мягко говоря, игнорировали правительственную власть. Оппозиционные силы планировали мероприятия по созданию своего буферного государства. Последняя операция в этом районе была самой масштабной. Её возглавил начальник оперативной группы управления Минобороны СССР ген. армии В. Варенников. В результате провинция была полностью разблокирована, а путь к ней был взят под контроль советскими заставами и блок-постами. Крупная общевойсковая операция «Маневр» по ликвидации боевиков проводилась в июне 1986 г. в провинциях Кундуз, Тахар и Бадахшан. Несмотря на достаточно короткий срок, действия войск были разбиты на три этапа. И если первый и третий заключались в проводке и сопровождении колонн с военными и гражданскими грузами по маршруту Кундуз–Талукан–Файзабад (по старой кундузской дороге никто не рисковал ездить вплоть до вывода войск), то второй был связан с высадкой тактического воздушного десанта в горном массиве. Был захвачен укрепрайон и перевалочная база моджахедов, склады вооружений и боеприпасов. Во время той операции мужество и самоотверженность проявили бойцы разведбата 201-й мсд, которые вступили в бой с превосходящими силами противника, но не отступили. В списке известных военных операций в Афганистане можно упомянуть и «Западню». Она проводилась в конце августа 1986 г. в зоне афгано-иранской границы.

В результате совместный действий частей ОКСВА и ДРА, афганских сил МГБ и МВД были захвачены опорные пункты и перевалочные базы в районе Кокари-Шаршари провинции Герат. «Мармольские операции» – серия крупномасштабных общевойсковых операций по захвату укрепрайонов и перевалочных баз в северной провинции Балх. Проводились в период с 1980 по 1985 год. Помимо 201-й мсд, в них принимали участие мото-маневренные и десантно-штурмовые группы Пограничных войск КГБ СССР, зона ответственности которых на территории ДРА составляла 80-100 км от госграницы. Но силы оппозиции не уменьшались и на начало января 1986 г. составляли около 185 тыс. чел. Из почти 5 тыс. отрядов и групп около 2 тыс. общей численностью порядка 80 тыс. чел. противостояли афганским и советским войскам. К концу 1986 г. под контролем властей в ДРА находилось лишь 8 тыс. кишлаков из 31 тыс. Влияние государства распространялось на территорию около 20 процентов. Всё остальное контролировала вооруженная оппозиция и там проживало примерно 80 процентов населения страны. Это позволяло моджахедам вести активную агитационную пропагандистскую работу среди населения, а также восстанавливать боеспособность своих вооружённых отрядов. Время шло, а боевые действия афганской армии и советских войск ожидаемого успеха не имели. Опыт ведении боевых действий в ДРА усиливал осознание того, что военные мероприятия не помогут в решении политических, социально-экономических задач развития страны, в укреплении позиций центральной власти в регионах.

Ситуация в стране развивалась по весьма проблемному для СССР сценарию. Советские вооружённые силы при поддержке афганских правительственных войск не могли выиграть войну, не могли её остановить и не могли уйти без существенных репутационных потерь. Результатом этой игры с ненулевой суммы становился проигрыш обеих сторон. Конфликт по-прежнему сохранял остроту и был далёк от разрешения по двум основным причинам: 1. Неспособность афганских властей кардинально повысить боеготовность собственных вооружённых сил, запустить политический процесс нормализации обстановки. 2. Консолидация оппозиционного движения, связанная с ростом поддержки моджахедов среди населения и наращиванием военной политико-идеологической помощи оппозиции со стороны иностранных государств. Неприятие режима Б. Кармаля и Советского Союза значительной частью афганского общества проистекало из разных обстоятельств. Выдвинутые ещё в 1980 г. афганским лидером программа социальных преобразований в стране во многом оказалось невыполнимой. Внутри НДПА по-прежнему велась борьба группировок "Хальк" и "Парчам", сопровождавшаяся коррупционными скандалами, безответственным поведением гос. служащих стало нормой политической жизни Афганистана. Не имея надежной опоры населения, лидеры афганского правительства делали ставку на национальную армию, правоохранительные органы и спецслужбы. Однако курс на силовое решение вопроса не приносил желаемых результатов.

Из-за недостаточной укомплектованности частей и подразделений афганской армии, низкой боеспособности и морально-политического состояния личного состава, они не могли самостоятельно и эффективно вести боевые действия. Подмена руководства афганской армии советскими военными советниками, также не способствовала укреплению позиций вооружённых сил ДРА. Боевые действия планировались по инициативе советской стороны, что было принципиально неверно, так как в этом случае она автоматически становилась виновницей всех бед афганцев. Этого же мнения придерживалось и значительная часть должностных лиц ДРА, многие из которых охотно перекладывали груз ответственности за неудачи и потери на Советский Союз. В результате в глазах лидеров оппозиции, духовенства и верующих сам Кармаль и его окружение с каждым годом, с каждой проведённой силовой операцией всё больше превращались в политические марионетки в руках неверных кафиров. Таким же неспособным к решению ключевых вопросов афганский лидер представал и в глазах советской элиты. В экспертных докладах, аналитических записках всё чаще встречались мнения о необходимости поиска другой фигуры способной стать полноправным политическим партнером Москвы. В результате, по настоянию Кремля и после длительных его уговоров, в мае 1986 г. Б. Кармаль ушёл в отставку с официальной формулировкой по состоянию здоровья. Генсеком ЦК НДПА стал Наджибулла, возглавлявший ранее афганскую разведку и контрразведку.

Продолжение следует в части  20                http://proza.ru/2021/05/04/874